Шариатское обоснование перепродажи товара в рассрочку с наценкой:

Увеличение цены при продаже товара в рассрочку

 

Шариат запрещает сделки, в которых содержатся элементы риба. В частности, согласно исламу запрещено давать долг с целью извлечения из него выгоды.

 

В связи с этим многие мусульмане задаются вопросом о том, можно ли продавать товар в рассрочку (когда плата за товар производится в течение определённого времени), поскольку видят о этом схожесть с риба. Ещё больше сомнений вызывает вопрос о дозволенности увеличивать цену в случае продажи товара в рассрочку. Оба эти варианта сделки являются дозволенными по мнению подавляющего большинства исламских правоведов.

 

Положение (хукм) купли-продажи в рассрочку

 

На дозволенность данной сделки указывает Сунна. Передаётся от Айши (да будет доволен ею Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллах) купил еду у иудея в долг и оставил у него в качестве залога (за плату] железную кольчугу (Аль-Бухари, Муслим).

 

Положение увеличения цены при продаже товара в рассрочку

 

По мнению подавляющего большинства учётных уммы дозволено увеличивать цену при продаже товара в рассрочку, поскольку такая сделка подпадает под общее определение договора купли-продажи, и в шариате нет оснований для её запрета.

 

От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что [когда] пророк (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, [её жители), покупали финики в виде долга сроком на два или три года. Он сказал; «Кто покупает что-либо в виде долга, то пусть определит объём, вес (товара] и срок [поставки товара]» (Аль- Бухари).

 

Данная сделка - бей'у с-салям - дозволена по единогласному мнению учёных, и она схожа с куплей- продажей в рассрочку. Учёные указали, что мудростью законности таких сделок в шариате является облегчение для покупателя и продавца, что может быть выражено в денежном эквиваленте в виде части платы (см. «Аль-Мугни», 6/38,5).

 

Слова учёных четырёх мазхабов об увеличении

цены товара при продаже в рассрочку

 

Сказали ханафиты: «Цена товара может увеличиваться по причине отсрочки оплаты» («Бадаи'у с-санаи'», 5/187)

 

Сказали маликиты: «Отсрочка оценивается частью платы» («Бидаяту ль-муджтахид», 2/108).

 

Сказали шафииты: «Пять [денежных единиц] наличными может равняться шести отсроченным» («Аль- Ваджиз». Аль-Газали, 1/85).

 

Сказали ханбалиты: «Срок (или рассрочка) может «претендовать», (а буквально берет) на часть стоимости», (Ибн Муфлих Аль-Ханбали, Аль-мубдиу ибн Муфлих 4/105)

 

Само по себе обещание купить определённый товар по определённой цене – не является запретным ни для конечного покупателя, ни для продавца. Более того, дозволенность именно подобного рода сделок поясняется учёными ранних поколений мусульман, среди которых можно выделить таких великих учёных как имам аш-Шафии (в "Китаб аль-‘Умм") и имам Мухаммад ибн Хасан аш-Шайбани - ученик имама Абу Ханифы (в «аль-Хиял», стр. 133), а так же ибн аль-Кайим аль-Джаузия (в «И’лам аль-муауаки’ин», том 4, стр. 24)

 

Так, известно следующее высказывание Мухаммада ибн Хасана: "Если один человек велит другому купить дом за тысячу дирхемов и сообщит ему, что если он сделает это, то он (велевший) выкупит его (этот дом) у него(тому кому велят) за тысячу и сто дирхемов. И если тот, кому велят, боится, что велевший купить может передумать покупать (дом) у него…, то пусть (тот, кому велят) купит дом с условием возможности его возврата в течении трех дней и получит его во владение, а затем когда к нему придет велевший купить и скажет "я купил (покупаю) у тебя за тысячу и сто", он (тот, кому велели) скажет "дом твой за эту цену".

 

Большинство современных исламских ученых разрешают данный вид сделок. Список учёных, разрешающих "мурабаха лиль амир биш-шира" займёт ни одну страницу и поэтому мы ограничимся ссылками на крупнейшие решения:

 

  • Постоянный комитет по фетвам Королевства Саудовская Аравия (фетвa № 2020 том 13 с.154.Сборник фетв постоянного комитета 2000 год (2 издание) Эр-Рияд;).
  • Исламская Академия Правоведения при Организации Исламского Сотрудничества (ПОСТАНОВЛЕНИЯ13 (1/3) О вопросах Исламского банка развития Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция (11-16 октября 1986 г.)
  • ПОСТАНОВЛЕНИЯ 40-41 (2-3/5) О выполнении обязательств, договоре купли-продажи под заказ (мурабаха) Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе своей Пятой сессии, созванной в Эль-Кувейт (Государство Кувейт) 1-6 месяца джумада аль-уля 1409 года по хиджре (10-15 декабря 1988 г.)).
  • Шариатский Совет Организации по Учёту и Аудиту в Исламских Финансовых Институтах (Бахрейн) - см. стандарт "Мурабаха". (Организация по Учету и Аудиту в Исламских Финансовых Институтах (Манама, Бахрейн) — AAOIFI — международная организация, занимающаяся разработкой и изданием стандартов по учету, аудиту, этике, управлению и нормам шариата для исламских финансовых институтов по всему миру. Сотрудничает более чем с 200 организациями — включая центральные банки, национальные регулирующие органы, финансовые организации, а так же бухгалтерские и аудиторские компании из более чем 45 стран мира. Стандарты AAOIFI внедрены на национальном уровне в Бахрейне, Иордании, Ливане, Катаре, Судане и Сирии, а так же в Международном Финансовом Центре Дубай. В Индонезии, Малайзии, Пакистане, Саудовской Аравии, ЮАР и Австралии действуют инструкции для исламских финансовых институтов основанные на стандартах и заключениях AAOIFI).

© 2011-2017 «ЛяРиба-Финанс»

    Мобильная версия